Главное - это не внешние обряды, а внутренние убеждения и вера.
"Не суеверные обряды, а доброта к обездоленным, уважение к достойным, самообладание и другие качества-поистине и есть обряды. Ни воздержание, ни хождение голым, ни бритые головы, ни грубая одежда, ни приношения жрецам, ни жертвы бога не очистят человека несвободного от заблуждений".
ОБРЯД есть священнодействие, на основании внутреннего опыта человека установленное, ради снискания помощи ему сверхчувственных светлых сил или ради предотвращения враждебных воздействий на него со стороны сверхчувственных сил.
ТАИНСТВО есть священнодействие, при совершении которого сверхсознательные корни человеческой воли принимают божественную благодать, т.е. преисполняются сил для движения к гармонии между личностью и Вселенной, Духом и плотью, человеком и Богом.
Безучастность Сознания или недостаток веры со стороны того, над кем таинство совершается, не лишают таинство его действенности. Отсюда - возможность совершения таинств над неверующими, тяжелобольными и детьми. Но участие разума и личной веры облегчает и ускоряет течение токов благодати от сверхсознательных корней воли в сферу дневного сознания.
Природа таинств обусловливает их действенность при недостатке или даже отсутствии веры и мистической сосредоточенности также и со стороны тайнодействующего. Отсюда - независимость действенности таинства от личных свойств и от душевного состояния священника. Но сосредоточенность, вера и вникновение в смысл совершаемого облегчает восприятие благодатного тока.
Ради большей действенности таинства предпочтительнее его совершение людьми, прошедшими соответствующий искус, духовную и культурную подготовку, завершающуюся посвящением, которое само по себе тоже есть одно из таинств. Суровый многолетний искус, через который подобает проходить священнику, обеспечил бы сознательность его подхода к совершаемым действиям, сосредоточенность его воли и веры в момент таинства и, таким образом, его наибольшую действенность.
Церковный Брак (венчание) - благословение церковью перед Богом, освящение супружеских уз. Венчание предполагает Божье покровительство чете (защита Эгрегора). Когда воля Божия сказалась в соединении двух любящих, она проявилась не в громе и молнии, не в чудесном вторжении Ангелов в наш видимый мир, а просто в голосе любви, заговорившем в двух сердцах, и в их собственной воле к этому соединению. Этот голос любви и есть воистину божественный голос.
Таинство венчания есть мистериальное действие, имеющее целью низвести в волю обоих любящих высшие духовные силы, которые помогут им осуществить эту любовь в совместной брачной жизни, не замутняя, не искажая и не истощая любви.
Брак - одно из семи христианских таинств, которое ведёт своё начало от ветхозаветных времён. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт 2:24).
Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка - уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.
Подготовка к таинству венчания
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к таинствам исповеди и причастия.
Для венчания нужно приготовить две иконы - Иисуса Христа и Богородицы, ими во время таинства благословляют жениха и невесту. Эти иконы берутся из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в таинстве венчания - женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Русская православная церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему постом, молитвы, покаяния и причащения. День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься, возможно совершить это не в день венчания. Желательно пригласить двух свидетелей. Для совершения таинства Венчания нужно иметь: икону Христа; икону Божией Матери; обручальные кольца; венчальные свечи (продаются в храме); белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Православное чинопоследование брака
В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака: Последование великого венчания (Гл. 16 - 19 Большого Требника) - когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз; Последование о двобрачном (Гл. 21) - когда оба венчающиеся вступают в повторный брак. С 1775 года в Российской церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц императорской фамилии. Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (церк.-слав. ѧ - винительный падеж местоимения они). Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их). - Выдержка из чинопоследования таинства венчания.
Этими словами и положением венцов на головы венчающихся человека прославляют царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мученников, так как путь к Богу - это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества (прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце).
Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». 5:19.
Условия совершения
Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке. Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога.
В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепцией Русской православной церкви, исходя из принципа икономии, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.
Свидетели венчания
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит её подруга, а за женихом - друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми».
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию вступающих в брак. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались молодые, не женатые, люди, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
Время браковенчания
Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:
1. От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицей) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе); 2. во весь Петров пост; 3. во весь Рождественский пост вместе со днями Святок, то есть вплоть до 6 января по юлианскому календар; 4. в канун однодневных постов, то есть накануне среды и пятницы; 5. в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также: в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября; все даты - юлианские).
Церковные венцы
Венчание не совершается накануне постных дней по причине того, что на следующий, постный день, праздничный стол являлся бы нарушением постного дня (или поста). Браковенчание должно совершаться утром, либо днём, по совершении литургии.
Расторжение церковного брака
Принципиальное положение христианства по отношению к браку - его нерасторжимость: Мк.10:2-12. Единственной причиной расторжения брака является измена (прелюбодеяние) одного из супругов 19:9. В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов - статус «невиновного в грехе», второй - «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».
Русская церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за измены одного из супругов. Не так давно, «учитывая всеобщее оскудение в людях любви, а также идя на уступки человеческой немощи», в Основах социальной концепции РПЦ к греху прелюбодеяния в вопросе расторжения брачного союза были добавлены следующие причины: - отпадение одного из супругов от православия; - злонамеренное оставление семьи; - совершение аборта при несогласии супруга; - психическое заболевание одного из супругов; - заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства; - хронический алкоголизм или наркомания; - противоестественные пороки; - импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства; - заболевание сифилисом или проказой; - заболевание ВИЧ/СПИДом; - длительная пропажа без вести; - попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги, или угроза для их жизни.
Однако, следует понимать, что никакого чина расторжения брака не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.
Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.
Развод же - богословски и фактически - оказался почти невозможен: "Что Бог соединил, человек да не разъединяет". Ну а если в их сердцах заговорила воля к расставанию? Если один из двоих убедился, что любовь иссякла, а взамен её возникла, столь же непостижимо, как и первая, новая любовь, обращённая на третье лицо? И возникла притом не в качестве мимолётного влечения, а в виде глубокого, непобедимого чувства? Кто это сказал, откуда это известно, каким мудрецом провозглашено, будто любовь может прийти к каждому человеку только один раз в жизни и ни в коем случае не больше? И если даже такой новой любви не возникло, а только оба убедились, что продолжение совместной жизни - обоюдная, никому не нужная мука, и жаждут освобождения - разве жажда свободы не есть проявление в человеке той же исконной Божественной воли? Христос говорил: "Что Бог соединил, человек да не разъединяет"- это не закон, а нравственный завет, духовное предупреждение. Оно означает, что если Бог, то есть голос взаимной любви, услышанный двумя сердцами, соединил обе их жизни, пусть каждый из них остережётся разрывать этот союз, подпадая соблазну слишком человеческих побуждений: потаканию своей низшей, самостной свободе, эгоизму, беглым увлечениям и страстям, лени, похоти, нетерпению.
Почему тогда на людей налагаются таинства брака нерасторжимые узы на всю жизнь? Почему нет такого мистериального действия (кроме приворота), которое имело бы целью низведение в волю обоих расстающихся новых духовных сил, помогающих им очистить сердце от взаимной враждебности, мелкого недовольства, ревности, зависти, себялюбия, обид, возвести внутренний акт расставания в более высокий план и, расставаясь в качестве супругов, остаться взаимно уважающими, взаимно расположенными, взаимно благодарными друзьями?
Когда перед алтарём предстоят юноша и девушка, то не нужно на них налагать брачные обеты вечного брака. Нужно на них налагать обеты на небольшой срок. Только по прошествии этого срока, если союз окажется прочным и любовь не иссякнет между ними, можно другим таинством низводить благодатную помощь на следующий, более длительный этап, но тоже не на вечность. И помощи им нужно просить не у инстанций христианства, а у Девы Матери, у Всенародной Афродиты человечества. И только если минует и этот срок, а любовь между супругами окажется прочной и углубляющейся, выдержит все испытания жизни, будет возрастать, и когда оба они, пред лицом надвигающейся смертной разлуки, испытают потребность благословения свыше своей любви как любви на веки веков - тогда Дева Матерь скрепит их духовные судьбы таинством вечного брака, вечного спутничества друг другу во всех мирах.
Во времена Иисуса женщины были существами подневольными и бесправными. Вся власть находилась в руках мужчин, и женщина даже не имела права голоса. Все женщины в Новом Завете делятся на две категории - матери и блудницы. Единственное занятие, уготованное женщине,- это стать матерью. Женщина не могла нигде работать, кроме как по домашнему хозяйству. Если муж давал жене развод, то ей ничего не оставалось делать, как стать блудницей, чтобы не умереть с голоду. Об алиментах и разделе имущества в то время даже и речи не было. Жена развод мужу дать не могла ни при каких условиях. «Состоящим в браке не я, но сам Господь даёт такое повеление: жена не должна разводиться со своим мужем. Если же она разведётся с мужем, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернётся к нему». Первое письмо Коринфянам. Муж, наоборот, мог дать жене развод даже по пустячному поводу, например, плохо приготовленный ужин.
Иисус выступал против такого положения дел. В Новом Завете есть эпизод, когда к Иисусу приступили фарисеи и, искушая его, спросили: "По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Он сказал им в ответ: "Разве вы не читали, что Бог, сотворив вначале мужчину и женщину, сказал: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей. И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соединил, человек да не разъединяет". Фарисеи говорят ему: "Как же Моисей заповедал давать разводное письмо (в Пятикнижье Моисея были записаны правила развода у евреев) и разводиться с нею?" Иисус ответил им: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так". Этими словами Иисус сказал, что вначале учение Божье было другое, но позже оно было искажено по "жестокосердию" людей. Иисус пояснил: "Но я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует". Иисус говорил, что каждый человек имеет право быть счастливым, любая женщина, и не только разведённая...
Церковный брак расторгается в крайне редких случаях, по рассмотрению служителей Церкви. Единственным безоговорочным основанием для расторжения брака может быть нежелание одного из супругов (неверующей половины) продолжать совместную жизнь в браке с верующим. Второй брак совершается в крайне редких случаях (по рассмотрению этого случая служителями Церкви). Христианам, инициировавшим расторжение брака уже после уверования, в большинстве случаев бракосочетание не преподаётся (согласно Новому Завету, им следует примириться с первым (-ой) супругом (-ой)). Вопросы разводов и последующих браков понимаются различно консервативными и либеральными евангельскими христианами.
Повторный брак
Что касательно второбрачия, то ссылаясь на 87-е правило Василия Великого: «Вторый брак есть врачество противу блуда, а не напутствие сластолюбию», Русская православная церковь допускает второй и третий брак. Однако, и второй, и третий брак совершаются не по торжественному чину, а, скорее, покаянному.
В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Четвёртый и последующие не благословляются вообще. Православная церковь допускает второй брак вдовы (вдовца), если она (он) изъявит такое желание, так как, по словам апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив её муж». То есть, даже если в браке у супругов не получилось взрастить любовь, которая соединит их навечно, они связаны Законом и не имеют право подавать на развод при жизни обоих супругов - в противном случае, подающий на развод становится виновным в грехе прелюбодеяния. Однако в случае смерти одного из супругов второй становится «свободным от Закона», то есть, если он захочет, то может вступить во второй брак, «но только в Господе». Однако блаженнее он будет и заслужит бо́льшую благодать у Бога, если сохранит верность первому и единственному супругу.
Всего лучше - ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога. Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с целомудрием, - с честностью, согласно с законами, - потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние. - Святитель Иоанн Златоуст
Любовь к нему ты можешь сохранять и теперь также, как и прежде; сила любви такова, что она объемлет, совокупляет и соединяет не только тех, которые находятся при нас, или близко к нам, и которых мы видим, но и тех, которые удалены от нас; ни продолжительность времени, ни дальность расстояния, и ничто другое подобное не может прервать и прекратить душевную дружбу. Если же ты желаешь и видеть его лицом к лицу (я знаю, что ты весьма желаешь этого), то соблюди ложе его недоступным для другого мужа, постарайся сравняться с ним по жизни, и ты, конечно, отойдешь отсюда в один и тот же с ним лик, и будешь жить вместе с ним не пять лет, как здесь, не двадцать или сто, даже не тысячу или две, не десять тысяч или несколько десятитысячелетий, но беспредельные и бесконечные веки. Наследование теми местами упокоения получается не по телесному родству, но по одинаковому образу жизни. - "Слово к молодой вдове", Святитель Иоанн Златоуст
Русская православная церковь выразила свое отношение к браку в «Основах социальной концепции»: Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». <...> <...> Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Вступающим в брак при благословении можно также обращаться с моливой к благоверным князю Петру и княгине Февронии.
Молитва благоверным Петру и Февронии
О, велиции угодницы Божий и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество наше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Пока человек потрясений не знает, Не важно - хороший или плохой, Он в жизни обычно себе разрешает Быть тем, кто и есть он. Самим собой. Но час наступил - человек влюбляется. Нет, нет, на отказ не пойдёт он никак. Он счастлив. Он страстно хочет понравиться. Вот тут-то, заметьте ,и появляется Трусость-двуличный и тихий враг.
Волнуясь, боясь за исход любви И словно стараясь принарядиться, Он спрятать свои недостатки стремится, Она - стушевать недостатки свои.
Чтоб, нравясь, быть самыми лучшими, первыми, Чтоб как-то "подкрасить" характер свой, Скупые на время становятся щедрыми, Неверные-сразу ужасно верными, А лгуньи за правду стоят горой.
Стремясь, чтобы ярче зажглась звезда, Влюблённые словно на цыпочки встали И вроде красивей и лучше стали. "Ты любишь?" - "Конечно!" "А ты меня?" - "Да!"
- Дети! Только не подумайте, что вы - уже настоящая семья. Семью ещё придётся строить, а это тяжкий труд!.. Новобрачных, как бы они друг друга ни любили и как бы ни было длительно их предварительное знакомство, обязательно ожидают испытания и даже некоторое разочарование. До брака люди поставлены в иные условия, чем после его заключения, как в хозяйственно-экономическом отношении, так и в моральном: общие заботы, общий бюджет, ответственность друг за друга... Столкнувшись с этим, человек познаёт заново не только своего партнёра (партнёршу), но порой и самого себя. Каждый переносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни...
Теперь, когда стали семейными дни, Нет смысла играть в какие-то прятки. И лезут, как черти, на свет недостатки, Ну где только, право, и были они?
Эх, если б любить, ничего не скрывая, Всю жизнь оставаясь самим собой, Тогда б не пришлось говорить с тоской: "А я и не думал, что ты такая!" "А я и не знала, что ты такой!"
Мужчина и женщина должны взаимно дополнять друг друга и взаимно возбуждать друг друга идейно, образуя вместе Гармоничного Человека, могущего творить жизнь. Гармоничный брак это такой брак, когда обе стороны будут действовать одна на другую оплодотворяющим образом, повторяя в масштабе личной жизни действие двух ипостасей Бога. Влияние женщины на Душу мужчины и мужчины на Душу женщины похоже на влияние Природы на человека.
Утки-мандаринки
Утки–мандаринки выбирают себе пару один раз на всю жизнь и умирают, если им приходится разлучиться, поэтому мандаринка является символом супружеской верности. У народов Китая и Японии утки-мандаринки являются традиционным подарком на обручение и свадьбу. См. Утки-мандаринки.